Древнегреческая музыка и воспитание души: He Mousike Therapeia
Джон ОпсопаусВОЗДЕЙСТВИЯ ЛАДОВ НА ГУМОРЫИтак,
должным образом подготовившись, мы можем начать изучение использования
ладов для therapeia души. Она основана на влиянии, которое лады имеют на
четыре гумора – тонкие флюиды, воздействующие на наше психическое и
физическое состояние – и которые должны находиться в гармонии для
надлежащего ментального, духовного и физического здоровья. Состояние их
баланса определяет темперамент (и то, что в музыковедении используют
похожее слово «темперация», не является совпадением). Гуморы
соответствуют четырём элементам и называются флегмой или флегматическим
гумором (вода), (жёлтой) желчью или холерическим гумором (огонь), кровью
или сангвиническим гумором (воздух), и чёрной желчью или
меланхолическим гумором (земля).
Мы убедимся в том, что музыка,
исполненная в специфическом ладу, усиливает или ослабляет гумор
(обозначенный на диаграмме +P, -P, +C и т.д.) Лады, пронумерованные
нечётными числами, – аутентические, усиливают соответствующий гумор, в
то время как пронумерованные чётными числами – плагальные, ослабляют его
(вспомните, что hypo = меньший). (Нечётные и чётные числа являются,
согласно пифагорейцам, соответственно мужскими и женскими. Эти
соответствия между ладами и гуморами описаны в «Musica Practica» Рамиса
де Парейя (1482); качества или силы планет – тёплое, влажное и т.д. –
описаны Птолемеем в «Tetrabiblos», I .5.)
(1) Дорийский и (2)
гиподорийский лады соответствуют элементу воды (холодная и влажная) и
управляют флегматическим гумором, приводящим к сонливости, летаргии,
лени, медлительности, умственной вялости и забвению, но также к
спокойствию и уравновешенной бесстрастности, часто проистекающим из
состояния внутренней невозмутимости; он связан с эфирным телом и его
благополучием. Эти лады управляют силами Солнца и Луны (смотрите
диаграмму), светилами дня и ночи. Следовательно, дорийский лад наделяет
пламенной солнечной силой и, таким образом, осушает влажную флегму,
сокращая её влечение к летаргии, и приводит к невозмутимому хладнокровию
(к более активной флегме: + P). Гиподорийский лад, напротив, наделяет
водянистой силой Луны, которая укрепляет флегматическую тенденцию,
вселяя сон (менее активная флегма: - P). Поэтому пифагорейцы используют
дорийский лад утром для пробуждения и очищения ума, а гиподорийский –
перед сном для устранения напряжения и стимулирования хороших видений.
(Рамис говорит, что лад, который использовал Пифагор, чтобы удержать
молодого человека от поджога дома его подруги, был гиподорийским.)
Покровители,
связанные с дорийским ладом, – это Деметра (Дева) и Афродита (Телец), а
гиподорийскому ладу покровительствует только Гестия (Козерог). Это
потому, что Козерог является вратами, одними из двух; Рак – это Северные
врата, Козерог – Южные. Более точно, Рак – врата Луны (поскольку Рак –
это её дом), путь влажной генерации, по которому души нисходят к
воплощению, тогда как Козерог – врата Солнца, при помощи которых они
восходят к яркому Олимпу. Когда душа рождается в земной жизни, она
нисходит через знаки Рака, Льва, …, Козерога; после смерти она восходит
через Козерога, Водолея, …, Рака. Таким образом, душа посещает знаки
зодиака в той же последовательности, что и Солнце; в каждом случае она
проходит через семь планетарных сфер. (Смотрите «О пещере нимф»
Порфирия, главы 10-13, и «Комментарий на сон Сципия» Макробия, глава
12.)
(3) Фригийский и (4) гипофригийский лады соответствуют
элементу огня (тёплый, сухой) и управляют холерическим гумором. Он
противостоит флегме, а потому его особенностями являются смелость,
изобилие и страсть; он связан с эго и волей. Когда он сдержан, то
приводит к храбрости, сообразительности и лидерству, но в состоянии
избытка он приносит гордыню, безрассудство, раздражительность и
вспыльчивый, ожесточённый характер. Фригийский лад взывает к силе Марса,
тёплого и сухого, и поэтому усиливает холерические эффекты (+C), тогда
как гипофригийский лад взывает к силе нейтрального Меркурия и усиливает и
хорошие и плохие особенности (-C). Планетарно воздействие фригийского
лада марсиальное, поскольку воины ранят оружием, а воздействие
гипофригийского лада меркуриальное, так как льстецы ранят словами.
Связанные с фригийским ладом покровители – Гефест (Весы) и Афина (Овен),
у гипофригийского – только Гермес (Рак, врата Луны), соответствующий
своей планете (Меркурий).
(5) Лидийский и (6) гиполидийский лады
соответствуют элементу воздуха (влажный, тёплый) и оказывают влияние на
сангвинический гумор, наделяющий хорошим настроением, оптимизмом,
дружелюбностью и склонностью к смеху, любви и пению; он связан с живым
астральным телом. Лидийский лад призывает силу Юпитера (влажного,
тёплого), усиливающую сангвинический гумор (+S), приводящий к
юпитерианскому счастью. Гиполидийский лад привлекает силу Венеры, также
влажную и тёплую, но более влажную, чем сила Юпитера; следствия –
эротическая печаль (-S); Рамис называет гиполидийский лад плакучим.
Покровители, связанные с лидийским ладом – Арес (Скорпион) и Посейдон
(Рыбы), с гиполидийским – Зевс (Лев) и Аполлон (Близнецы).
(7) Миксолидийский и (
гипомиксолидийский лады соответствуют элементу земли (сухой, холодный) и
управляют меланхолическим гумором, наиболее сложным гумором по своим
воздействиям; он связан с физическим телом. Из-за своей земной природы
меланхолический гумор наделяет основательностью, прочностью и
устойчивостью, но, следовательно, и определённой леностью и цепкостью.
Миксолидийский лад призывает силу Сатурна (сухой, холодный),
увеличивающую воздействие этого гумора (+M), приводящего к сатурнианской
меланхолии. Он может вызвать парализующую депрессию, но в умеренном
состоянии – самонаблюдение (иногда угрюмое), артистический гений,
хорошую память, любовь к знаниям и склонность к уединению и посвящению
себя делам духовным. С давних пор меланхолия была признана в качестве
основного гумора во многих людях, имеющих исключительные таланты, так
как она предоставляет необходимую чувствительность, чтобы глубоко
переживать и, таким образом, выходить за пределы обыденного (если только
можно избегнуть демонических ловушек меланхолии). Она может приносить
все формы безумия (греч. «mania»), перечисленные Платоном: безумие
философа, поэта, пророка, возлюбленного – и душевнобольного.
Гипомиксолидийский лад связан с небесной сферой, умеряющей
меланхолический гумор (-M). «Более всех остальных этот лад имеет
природную красоту и привлекательность; он свободен от всех признаков и
подходит для использования каждым» (Рамис). Он представляет небесный
покой, достигнутый при восхождении к планетарным сферам; это лад
небесного блаженства. Покровители, связанные с миксолидийским ладом –
Артемида (Стрелец) и Гера (Водолей); поскольку гипомиксолидийский –
восьмой лад, у него нет определённых, связанных с ним знаков зодиака или
покровителей, он соответствует всем неподвижным звёздам и тринадцати
олимпийцам.
ИСПОЛНЕНИЕ МОДАЛЬНЫХ МЕЛОДИЙУчитывая
эти принципы, вы можете выстроить собственный темпераментный баланс или
баланс кого-либо ещё, сочиняя или импровизируя мелодию в соответствующем
ладу. К примеру, вы могли бы использовать фригийскую мелодию для
поддержки своей храбрости. Кроме того, различные гуморы склоняются к
доминации над различными сезонами года или сезонами жизни
(сангвинический: весна и юность, холерический: лето и молодость,
меланхолический: осень и средний возраст, флегматический: зима и
старость), а музыка может быть использована для смягчения этого
воздействия. Наконец, можно добиться хорошего эффекта от ладов в
комбинации. Например, если кто-то ощущает меланхолию, мы могли бы начать
с мелодии в гипомиксолидийском ладу для уменьшения меланхолического
гумора, а затем перейти к лидийской мелодии для увеличения
сангвинического гумора, чтобы вызвать состояние счастья и благоденствия.
Но как вам сочинить или сымпровизировать такие мелодии?
Есть
много сомнений касательно древнегреческой мелодической структуры, но
следующих указаний будет достаточно для эзотерических намерений
(смотрите «Греческие сочинения о музыке» Баркера, том II , стр. 316,
примечания 3 и 20; стр. 336, примечание 78; «Философия музыки» Поула,
стр. 122; «Лад в древнегреческой музыке» Уиннингтона-Ингрэма, стр. 4-9,
34-40, 46). Мелодия должна подчёркивать или фокусироваться на
динамической середине (выполняющей функции, похожие на тонику тональной
музыки или доминанту средневековой модальной музыки). Динамическая
середина всегда соответствует ноте A (представляемой как «Аполлон»),
когда лад транспонирован на тон гаммы до мажор (этими звуками A окружён
на диаграмме), но он никогда не ниже по высоте, чем основная нота гаммы.
Таким образом, динамическая середина – это « a » в пределах диапазона
фригийского лада от E до d , и от D до c дорийского, но она является
самой низкой нотой (основной нотой) гиподорийского лада (от A до G). Для
тех инструментов, чьей исходной мажорной гаммой является не C,
динамическая середина – это шестая ступень их исходной мажорной гаммы
(например, B на ре мажорном инструменте). Как правило, мелодия
начинается на динамической середине, которую поэтому называют началом
(Arkhe) или лидером (Hegemon), а завершается обычно на самой низкой ноте
лада (основной ноте), которую называют окончанием (Teleute) или
заключительной нотой (похожей на финальную каденцию в средневековой
модальной музыке). Таким образом, она закончится на ноте E для
фригийского лада и на D для дорийского (если C – наша мажорная гамма).
Как только вы нашли основу или динамическую середину любого лада на
вашем инструменте, то довольно просто сымпровизировать мелодию в том
ладу; пусть ваше ухо будет вести вас.
Динамическая середина
занимает то же самое положение внутри структуры гаммы (порядок
расположения тонов и полутонов) каждого лада, как положение, связанное
со сферой Солнца и представляющее силу Аполлона. С другой стороны,
каждый лад начинается с разного места вокруг планетарной гептаграммы
так, что различная планетарная высота становится основной нотой и
поэтому окончанием, к которому направлена мелодия. Изначальное звучание
динамической середины и каждое её повторение призывают силу Аполлона и
направляют её к окончанию, например, к Луне в гиподорийском ладу и к
самому Солнцу в дорийском. Мелодия создаёт порядок призвания планетарных
сил, так как она затрагивает их ноты. Поскольку мелодия заканчивается
на основной ноте лада, она приводит к манифестации свойства того лада.
Обратив
на это внимание, вы можете задаться вопросом, чем гипомиксолидийская
мелодия отличается от дорийской, ведь эти лады имеют одинаковую форму
(структуру гаммы). Динамическая середина у них одинаковая, но для
окончания гипомиксолидийского лада мы используем основу соответствующего
аутентического лада (миксолидийского), то есть, G (или, в общем, V-ю
ступень мажорной гаммы). Поэтому финальным местом отдохновения является
сфера Венеры, небесное блаженство Афродиты Урании.
Есть много
способов, с помощью которых вы можете исполнить свою сочинённую или
сымпровизированную мелодию для достижения намеченного эффекта. Наиболее
просто исполнить её как инструментальное соло. Если вы сочинили для
мелодии слова, то её можно исполнить a capella или с (унисонным)
инструментальным сопровождением. Однако, важной древней практикой
является пение гласных, в котором мы интонируем греческие гласные звуки,
соответствующие нотам (смотрите глиф). Приблизительные древние
произношения: α (альфа) – аh, ε (эпсилон) – eh, η (эта) – ay (как
русское э – прим. пер.), ι (йота) – ih, ο (омикрон) – awe (как
германское ö), υ (ипсилон) – oo (как германское ü), ω (омега) – oh.
(Смотрите «Тайну семи гласных» Годвина для дополнительной информации о
гласных звуках, планетах и т.д.) Естественно, что ритм, темп и динамика
также должны соответствовать намеченной therapeia .
Воздействие
лада можно усилить, исполняя музыку в соответствующий день недели и /
или в соответствующий планетарный час, который можно вычислить следующим
образом: разделите часы светлого времени суток на 12 «солнечных часов» и
то же самое для часов тьмы. Первый солнечный час после рассвета
соответствует той же планете, как и день; то есть, первый час
воскресенья – час Солнца, первый час понедельника – час Луны и т.д.
Оставшиеся часы дня или ночи следуют по порядку, против часовой стрелки
вокруг восьмиугольника. Следовательно, часы воскресенья – Солнце,
Венера, Меркурий и т.д.; часы понедельника – Луна, Сатурн и т.д.
Автор: © John Opsopaus, 2004
_______________________________________________
Agrippa,
Henry Cornelius, of Nettesheim, 1993. Three Books of Occult Philosophy,
tr. James Freake, ann. by Donald Tyson. St. Paul: Llewellyn.
Anderson, Warren D., 1994. Music and Musicians in Ancient Greece. Ithaca: Cornell University Press.
Barker,
Andrew, 1984, 1989. Greek Musical Writings, 2 vols. Cambridge
University Press, 1984 (v.I), 1989 (v.II). Основные сочинения
древнегреческого музыковедения, переведённые на английский язык с
обширными примечаниями.
Godwin, Joscelyn, 1991. The Mystery of the Seven Vowels. Grand Rapids: Phanes.
Godwin,
Joscelyn, 1993. The Harmony of the Spheres: A Sourcebook of the
Pythagorean Tradition in Music. Rochester: Inner Traditions.
Guthrie, Kenneth Sylvan, 1987. The Pythagorean Sourcebook and Library, ed. David R. Fideler. Grand Rapids: Phanes.
Iamblichus,
1991. On the Pythagorean Way of Life: Text, Translation, and Notes ,
ed. John Dillon & Jackson Hershbell. Atlanta: Scholars. Iamblichus
was a Pythagorean who lived c.250–c.330 CE.
Klibansky, Raymond,
Panofsky, Erwin, & Saxl, Fritz, 1964. Saturn and Melancholy: Studies
in the History of Natural Philosophy, Religion, and Art. New York:
Basic Books. Авторитетный обзор гуморальной традиции с акцентом на
меланхолии.
Manilius, 1977. Astronomica, text & transl., ed. & transl. G. P. Goold. Cambridge: Harvard.
Pole, William. The Philosophy of Music, 6th ed. Kegan Paul, Trench, Trubner & Co., 1924.
Ramis de Pareja, 1482. Musica Practica. Bologna. Смотрите отрывок, переведённый в работе Годвина (1993, 171-3).
Winnington-Ingram, R. P., 1968. Mode in Ancient Greek Music. Adolf M. Hakkert.